УДК 332.012.23

КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СУБЪЕКТОВ РФ

Габец Ольга Владимировна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аннотация
В работе анализируется роль кластерной политики в развитии конкурентоспособности региона. Приводится исследование сильных и слабых сторон кластерной политики России, а также даются рекомендации по устранению существующих недостатков.

Ключевые слова: кластерная политика, конкурентоспособность, стратегия развития региона, Территориально-производственный кластер


CLUSTER POLICY AS A TOOL TO IMPROVE COMPETITIVENESS OF REGIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Gabets Olga Vladimirovna
National Research University "Higher School of Economics"

Abstract
The paper contemplates an analysis of the the cluster policy in Russia. The research reveals the advantages and disadvantages of cluster policy in the regions of the Russian Federation with the possible solutions to the most urgent problems given.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Габец О.В. Кластерная политика как инструмент повышения конкурентоспособности субъектов РФ // Студенческие научные исследования. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://student.snauka.ru/2015/03/2408 (дата обращения: 12.07.2023).

1. Введение

Создание и развитие сети территориально-производственных кластеров, как способа реализации конкурентного потенциала субъектов, является одним из пунктов Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Актуальность проведения эффективной кластерной политики обусловлена в первую очередь важностью перехода экономики России к инновационному типу развития и необходимостью поддержания высокого уровня конкурентоспособности в связи с нестабильной внешнеэкономической ситуацией [1].  Такие важнейшие события новейшей мировой истории, как экономический кризис, вступление России в ВТО, экономические последствия политического кризиса на Украине создают условия, в которых развитие экономики становится приоритетной задачей. Проведение эффективной кластерной политики может стать одним из способов поддержания конкурентоспособности страны на мировом уровне и создать условия для стабильного экономического роста.

Превалирующее значение для обеспечения развития экономики страны имеет политика, проводимая на уровне субъектов, так как развитие отдельных регионов способствует их конкуренции внутри страны,  стимуляции развития субъектов и как следствие – повышению общего уровня конкурентоспособности страны.

Реализация кластерных проектов  входит в число стратегических задач многих субъектов Российской Федерации, так как она способствует экономическому развитию регионов и повышению уровня инновационного развития предприятий, входящих в состав кластеров. Однако наиболее важной задачей для развития субъекта является определение степени реализации разработанных кластерных проектов, измерение их эффективности и влияния на благосостояние субъекта. Целями данной работы является изучение  ключевых особенностей кластерной политики России, а также определение эффективности реализуемых проектов, как способов повышения уровня конкурентоспособности субъектов. В процессе достижения поставленных целей будут изучены теоретические аспекты кластерной политики России, рассмотрены примеры реализации кластерных проектов регионов, а также сделаны выводы относительно эффективности реализуемой политики, ее сильных и слабых сторонах. Для осуществления перечисленных задач будут использованы как печатные, так и интернет-источники, в том числе официальные постановления Министерства экономического развития Российской Федерации, программы развития субъектов, официальные сайты субъектов, а также современная научно-исследовательская литература и статьи экспертов.

2.     Кластерная политика: преимущества и виды

Согласно Майклу Портеру, популяризатору понятия кластера, это  - «группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций определённой сферы, характери­зующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга». В своей известной книге «Международная конкуренция» Портер писал, что между конкурентоспособностью кластера,  субъекта (или субъектов), в котором он располагается, и конкурентоспособностью всей страны существует прямая зависимость. [1] То есть для обеспечения конкурентных преимуществ страны необходимо развивать ее составляющие – субъекты, или еще более мелкие производственные составляющие-кластеры. Преимуществом кластерной политики, по сравнению с политикой развития промышленности в целом, является то, что развитие кластеров предполагает межотраслевое взаимодействие, в процессе которого осуществляется многополярное развитие производства и интенсивный рост отраслей, достигаемый за счет синергетического эффекта от взаимовыгодного сотрудничества. [5]

Изучая кластерную политику конкретной страны, необходимо принимать во внимание сложившиеся типы реализации данной политики во всем мире. Так, М. Энрайт, подобно Портеру, анализировавший конкурентоспособность стран и регионов, выявил несколько видов кластерной политики, в зависимости от участия государства в деятельности кластера. [1] Во-первых, это каталитическая кластерная политика, в которой государство выступает в роли посредника между организациями кластера, способствуя налаживанию взаимодействия кластера без дальнейшего принятия участия в реализации их сотрудничества.  Во-вторых, возможно проведение поддерживающей кластерной политики, где к функциям каталитической добавляется элемент контроля за дальнейшим развитием предприятий и стимулирование роста со стороны государства с помощью различных механизмов. Третий вид кластерной политики предусматривает еще более директивный вид контроля, где государство может участвовать во внутренних делах кластера, касающихся специализации предприятий. Наибольшая роль государства достигается при интервенционистской политике, в которой сфера влияния правительства распространяется на все вопросы, касающиеся развития и роста кластера.

3.     Анализ кластерной политики России

Для определения типа кластерной политики России и выявления  ее наиболее характерных особенностей, были изучены программы развития федерального и регионального значения, на основании которого были сделаны выводы, относительно способов стимуляции развития кластеров в Российской Федерации. Как было выявлено ранее, эффективность деятельности кластера и его развитие повышают конкурентоспособность региона, в котором он функционирует. Таким образом, обеспечение грамотной кластерной политики является одной из первостепенных задач для стабильного экономического роста субъекта. В Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации перечислены основные направление осуществления мероприятий по организации эффективной работы кластеров и поддержания их конкурентоспособности. Основные цели, необходимость достижения которых подтверждена в изученном документе, связаны с инновационным развитием кластеров, а именно разработкой и внедрением новейших технологий и оборудования, применением современных методов управления, получением специальных знаний, а также выявлением новых путей выхода на высококонкурентные мировые рынки [3].

Для развития кластеров поставлены задачи, среди которых: выявление сильных сторон кластера и приоритетность их финансирования, устранение производственных ограничений и лишних звеньев в цепи производства продукта, налаживание точек сбыта, эффективное управление предприятиями кластера. Однако наиболее важными задачами являются, как уже упоминалось, развитие инновационной составляющей производства,  поддержание инвестиционной привлекательности, развитие инфраструктуры кластера, в том числе транспортной и энергетической, а также проведение эффективной политики привлечения высококвалифицированных кадров и образовательных мероприятий. Немаловажным является поддержка развития малого и среднего предпринимательства в регионе, так как они способствуют развитию отрасли, привлечению новых технологий и возможному сотрудничеству с предприятиями кластера.

Действия государства, направленные на поддержание и развитие кластеров, могут быть крайне разнообразными.

  • Во-первых, это обеспечение кластера высококвалифицированными специалистами, для обучения которых необходимы средне-профессиональные и высшие учебные заведения. Для поддержания высокого качества образования государство проводит анализ потребностей кластера, выявляет наиболее востребованные специальности, способствует разработке новых образовательных программ, а также стимулирует прохождение производственных практик и стажировок студентами и выпускниками.
  • Во-вторых, государство может обеспечивать развитие инфраструктуры региона, как способа создания благоприятных условий для притока молодых специалистов.
  • В третьих, немаловажной является практика создания промышленных парков, технопарков в регионе, которые занимаются обеспечением предприятий кластеров необходимым транспортом, арендованными земельными участками, помещениями, а также средствами логистических и телекоммуникационных инфраструктур. Подобная практика позволяет снизить издержки реализации кластерных проектов и увеличить скорость и масштабы их выполнения.
  •  В-четвертых, возможно установление налоговых льгот для предприятий, входящих в состав кластера, как меры стимуляции производства и расширения деятельности организаций. В настоящее время, снижение ставки налога на прибыль является одним из наиболее эффективных инструментов стимулирования роста кластера и привлечения инвестиций.
  • В-пятых, метод снижения административных барьеров, который подразумевает такие преобразования, как уменьшение срока экспертизы документов, ускорения вынесения решения по результатам проверок, упрощение получения разрешения на строительство.
  • Предоставление финансовой помощи государства также является сильным стимулом для увеличения темпов развития кластера. Одним из наиболее распространенных методов финансовой помощи является предоставление субсидий регионам России для развития определенных отраслей, наиболее выгодных для повышения конкурентоспособности страны или для создания и применения новейших технологий, необходимых для научно-инновационного развития.
  • Значимым для эффективного функционирования кластера также является грамотное составление программ развития федерального, регионального и местного значений, цели и задачи которых должны не противоречить, а дополнять друг друга.
  • Разработка и составление теоретических материалов, описывающих общие подходы стратегического планирования усовершенствования кластеров, необходимы для обеспечения стабильной теоретической базы, на основе которой осуществляются мероприятия, направленные на поддержание конкурентоспособности субъектов.
  • Создание наукоградов для совершенствования научно-технической базы кластеров и своевременного внедрения новейших технологий в производственный процесс.
  • Проведение образовательных мероприятий, направленных на подготовку к реализации кластерных проектов и управление ими. [3]

Выполнение перечисленных задач обеспечит высокую эффективность деятельности кластеров и увеличит конкурентоспособность субъекта, а также страны в целом. Однако несмотря на то, что все перечисленные критерии упоминаются в программах развития федерального и регионального уровней, для оценки их эффективности необходимо рассмотреть конкретные примеры.

4.     Отличительные особенности кластеров России: преимущества и недостатки осуществляемой политики

Для проведения анализа кластерной политики Российской Федерации рассмотрим Самарскую область, как первый регион России,  в котором использовался кластерный подход.  Основной причиной зарождения кластеров в Самарской области является высокая индустриализация региона, сосредоточение большого количества обрабатывающих предприятий на территории субъекта и многообещающий научно-инновационный потенциал. Долгое время на территории региона функционировало 8 кластеров, среди которых как добывающие, так и обрабатывающие, рекреационные и инновационные кластеры. Масштабные перспективы развития способствую большому притоку государственного финансирования в регион, однако следует отметить, что в открытом  доступе практически отсутствует поэтапный план развития кластеров региона, что значительно затрудняет оценку эффективности проводимых мероприятий. В Постановлении об утверждении государственной программы Самарской области «Создание благоприятных условий для инвестиционной инновационной деятельности в Самарской области» на 2014-1018 годы перечислены некоторые мероприятия [6], способствующие повышению инвестиционной привлекательности кластеров региона, однако в программе не указаны конкретные цели и задачи, достижение которых позволит считать программу выполненной, также отсутствуют количественные и качественные критерии определения эффективности проводимых изменений и их результатов.

Принимая во внимание общепризнанные типологии кластерных политик, можно охарактеризовать политику Самарской области как так называемую политику «первого поколения», то есть такую, которая направлена на выявление и поддержание кластеров на уровне страны и регионов ,а не на нахождение индивидуального подхода к каждому из существующих кластеров. Данное утверждение может быть объяснено недостаточной исследовательской базой, а также высокими рисками проведения индивидуальных политик. Внедрение специального подхода к каждому из кластеров требует больших затрат на исследовательскую работу по оценке потенциала кластера, его сильных и слабых сторон, а также на выявление необходимых методов стимулирования для конкретного объединения предприятий.

Кластеры Самарской области, как наиболее ранние и характерные для России примеры развития кластерных проектов, позволяют сделать вывод о каталитическом характере политики, что означает минимальную роль государства в развитии сотрудничества между предприятиями и определения стратегии развития. Опыт кластерных инициатив в России достаточно мал, так как большее внимание в настоящее время уделяется экстенсивному развитию, нежели интенсивному. Правительство в большинстве случаев выполняет роль посредника, способствующего налаживанию контакта между предприятиями, способными образовать кластер, чем координации внутренних процессов и контролю за стабильным ростом. Стоит отметить, что большинство кластеров формируются по инициативе властей, а не самих предприятий, что позволяет сделать вывод о недостаточной развитости практики кластеров и слабой заинтересованности предприятий в образовании объединений. [6]

Среди критериев эффективности деятельности кластера во многих программах регионального развития указаны определение темпов роста производительности труда, объема инвестиционных поступлений, экспорта, количество новых кластеров, а также доля бюджета субъектов, направленная на реализацию кластерных проектов. Однако конкретных численных показателей нет в большинстве из рассмотренных программ, что значительно затрудняет выявление результатов реализованных мероприятий.[6]

Таким образом, проведенный анализ позволил выявить наиболее характерные особенности кластерной политики в России. Во-первых, на основании полученных данных можно сделать  вывод о значительном объеме работ, которые были проведены для составления программ развития субъектов и кластерных проектов. Однако неоспоримым фактом является то, что в теоретической базе в малом объеме представлен зарубежный опыт, то есть не отражены наиболее современные и инновационные составляющие кластерной политики. О несоответствии запросам времени свидетельствует также тот факт, что инициатива создания кластера в большинстве случаев исходит «сверху», то есть от региональных органов власти, что подразумевает не стимуляцию кластерных инициатив, а их искусственное, механическое создание. Во многих европейских странах все чаще используется практика поощрения создания кластерных проектов самими предприятиями, наиболее перспективные из которых получают финансирование на конкурсной основе. Подобная процедура способствует естественному выявлению наиболее конкурентоспособных отраслей и созданию кластерных объединений по инициативе самих предприятий, внутренняя мотивация и заинтересованность которых значительно повысят эффективность функционирования и темпы развития.

Недостаток директивного характера создания кластеров усугубляется недостаточно развитой системой мониторинга, которая предусматривает только частичный контроль за деятельностью кластеров и темпами развития. Наиболее часто встречающийся численный показатель характеристики эффективности кластерной политики – количество кластеров, а не степень их развитости и доли занимаемого отраслевого рынка. Важно заметить, что эффективный мониторинг играет важную роль в определении сильных и слабых сторон кластерной политики, а значит и для перспектив развития и увеличения количества конкурентоспособных преимуществ.

5.     Выводы

Проведенные анализы подходов к пониманию кластерной политики, а также рассмотренные примеры, позволяют сделать вывод о недостаточной степени развитости механизма создания и стимулирования кластеров. Несмотря на разработанные программы повышения конкурентоспособности, декларативный характер большинства тезисов не способствует значительному развитию кластерных проектов в России. Однако стоит отметить, что предпринимаемые в настоящее время попытки создания Центров кластерного развития  являются первым шагом на пути к формированию кластерных инициатив на уровне предприятий и важной вехой в процессе формирования кластерной политики России. Смещение фокуса внимания правительства от инициативы создания кластеров к ее стимулированию способно изменить структуру кластерной политики страны и дать мощный импульс к развитию конкурентоспособности на мировом уровне.

Кроме того, были выявлены значительные упрощения в системе мониторинга эффективности деятельности кластеров, которые способствуют замедлению роста и препятствуют реализации преимуществ субъектов . Больший контроль за осуществлением кластерных проектов и результатами их реализации позволит получить информацию о слабых и сильных сторонах отраслевых объединений, а значит предугадать возможные трудности и максимально реализовать потенциал кластера.

Таким образом, для наиболее эффективной реализации кластерной политики и обеспечения высокого уровня конкурентоспособности необходимо создать благоприятные условия для возникновения кластерных инициатив и мониторинга их деятельности, а также способствовать применению зарубежного опыта . В настоящее время, кластерная политика России недостаточно развита, однако существуют все предпосылки для эффективного развития и обеспечения конкурентоспособности на уровне, отвечающем запросам времени.


Библиографический список
  1. ЩЕПКОВА И. В. Кластерная политика как инструмент повышения конкурентоспособности региона //Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2012. – №. 3.
  2. Gallyamova D. Кластерная политика как инструмент повышения конкурентоспособности экономики регионов //Економічний часопис-ХХІ. – 2014. – №. 03-04 (1. – С. 12-15.
  3. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (подписаны заместителем Министра экономического развития Российской Федерации А.Н. Клепачем от 26.12.2008 г. № 20636-АК/Д19).
  4. Борисенко О. К. Кластерное развитие регионов России //Вестник МГТУ. – 2012. – Т. 15. – №. 1. – С. 143-148.
  5. Пилипенко И. В. Проведение кластерной политики в России/Приложение 6 к Ежегодному экономическому докладу 2008 года Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»«Стратегия 2020»: от экономики «директив» к экономике «стимулов»[Электронный ресурс] //Режим доступа: URL: http://www. biblio-globus. ru/docs/Annex_6. pdf. – 2012.
  6. Постановление Правительства Самарской области от 01.12.2014 №734 “О внесении изменения в постановление Правительства Самарской области от 14.11.2013 № 622 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области» на 2014 – 2018 годы»


Все статьи автора «Габец Ольга Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: