УДК 336

ПОЧЕМУ ОФШОРИНГ-ВСЕМИРНАЯ ПРОБЛЕМА ЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ?

Щербаков Михаил Александрович
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Бакалавр, кафедра «Денежно-кредитные отношения и монетарная политика»

Аннотация
В статье рассматривается понятие «офшоринг», а так же проанализированы последствия его применения как для экономического развития мирового сообщества, так и для отдельных стран, в частности, России.

Ключевые слова: бенефициар, Великобритания, налог, офшоринг, План борьбы с размыванием налогооблагаемой базы и выводом прибыли., Россия


WHY AN OFFSHORING - THE WORLD PROBLEM OF PERSONAL INTERESTS?

Scherbakov Mikhail Aleksandrovich
Finance University under the Government of the Russia Federation
Bachelor, Chair «Monetary relations and monetary policy»

Abstract
In article the concept "offshoring" is considered, and consequences of its application both for economic development of the world community, and for the certain countries, in particular, of Russia are also analysed.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Щербаков М.А. Почему офшоринг-всемирная проблема личных интересов? // Студенческие научные исследования. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://student.snauka.ru/2014/12/2284 (дата обращения: 13.07.2023).

В условиях глобализации офшоринг является новым способом ведения бизнеса. Данный механизм позволяет фирмам снижать издержки, увеличивать свою капитализацию, а также обеспечивать высокие темпы роста, имея возможность своевременно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. В то же время, используя различия между национальными налоговыми правилами, транснациональные компании с легкостью избегают уплаты налогов. Получается, что офшоринг — это не только новые возможности для конкретной компании, но и угрозы для национальной экономики в целом.

Мировое сообщество включилось в борьбу с офшорами и уклонением от уплаты налогов, приносящими мировой экономике 3,1 трлн долларов убытка ежегодно. Ведущие экономики мира посвящают проблемам, вызванных деятельностью офшоров, обсуждения в рамках таких форумов, как саммит G20, G8. Таким образом, офшоринг признается всемирной проблемой личных интересов. Проблема особенно обострилась в связи с началом мирового финансового кризиса 2008г., а также распространением кризисных явлений в странах еврозоны, поскольку для национальных экономик в тяжелых экономических условиях особенную важность представляют источники доходов государственного бюджета.

Особенно остро в проблеме офшоринга выделяют аспект идентификации собственника бизнеса. Раскрытие информации о бенефициаре офшорной компании на текущий момент обязательно только в определенных случаях, а именно, для непосредственной регистрации компании, либо для открытия счета в банке [1, с. 382]. Таким образом, без серьезных оснований, данные о собственнике офшорного бизнеса содержаться в условиях конфиденциальности. При этом зачастую отсутствие подобной информации затрудняет функционирование государственных структур в рамках конкретной страны. Ярким примером проявления данной проблемы в РФ в последние годы можно назвать поиск бенефициара аэропорта Домодедово — собственника кипрского офшора Hacienda Investments Limited в связи со случившимся терактом 2011г. для возложения ответственности за случившееся. В связи с данным случаем в 2013г. в РФ был принят к рассмотрению специальный законопроект, который вводит понятие бенефициарного владельца – это “физическое лицо, осуществляющее контроль над юридическим лицом” – и вводит набор обязанностей по раскрытию сведений о структуре владения компаниями, которые являются “особо значимыми объектами транспортной инфраструктурой”. Таким образом, меры по преодолению такого последствия офшоринга, как отсутствие возможности в короткие сроки выявить конечного собственника, пока принимаются лишь в государственном, а не в глобальном масштабе, при этом обязанность раскрытия информации прописывается на законодательном уровне пока лишь для отдельных сфер деятельности. Однако стоит отметить, что данная проблема обсуждается и на уровне мирового сообщества. В сентябре 2013г. ведущими государствами было принято решение совместно разработать многосторонний стандарт обмена информацией. При этом отмечается, что данный стандарт призван поспособствовать и второй проблеме функционирования офшоров — уходу компаний от налогообложения.

Как известно, крупные международные корпорации зачастую применяют схемы налогового планирования, используя лазейки в законодательстве, путем создания дочерних компаний в иностранном государстве. Стандартная схема работы подобных схем следующая: для сокращения величины прибыли головная компания продает фирме в офшорной зоне (собственники компаний совпадают) продукцию по заниженным ценам [2, с. 146]. Таким образом, собственник компании выигрывает за счет двух факторов: снижения прибыли головной компании и низкой ставки налогообложения для компании, действующей как офшор.

Интересно, что некоторые государства, например Великобритания, борются с оттоками прибылей компаний из страны, сохраняя при этом привлекательными налоговые условия для деятельности нерезидентов с целью привлечения капитала из других государств. Соответственно, решение проблемных моментов функционирования офшоров затрудняется из-за двоякого положения ведущих экономик в зависимости от того, на какой стороне они выступают – зоны бегства капитала и одновременно зоны, представляющей льготный налоговый режим иностранным бизнесменам.

По мнению главы РФ В.В. Путина, для борьбы с выводом средств в офшорные зоны, возможно введение уголовной ответственности за сокрытие информации об участии в подобной детальности в случае проведения различных теневых операций со стороны руководителей государственных компаний [3, с. 173]. Это одна из линий разрабатываемого российскими властями плана борьбы с последствиями действий офшорных компаний. При этом речь не должна идти о ликвидации офшоров, основой должен быть именно непрерывный контроль.

Меры, принимаемые ведущими мировыми державами, должны быть направлены не на повышение налоговых ставок, а на повышение собираемости налогов. Страны Организации экономического сотрудничества и развития, столкнувшиеся с долговым кризисом, разработали План борьбы с размыванием налогооблагаемой базы и выводом прибыли (Action plan on Base erosion and profit shifting, BEPS). Главная задача данного плана состоит в подписании между всеми государствами (в том числе офшорными зонами) двусторонних соглашений об обмене информацией, касающейся налогообложения. В результате должна быть создана автоматизированная система, в которой будут отражены данные о счетах компаний. На сентябрьском саммите G20 в Санкт-Петербурге члены двадцатки фактически присоединились к данному соглашению об обмене налоговой информацией. Конкретная конфигурация принята весной 2014г., а заработает  – с 2015г. Кроме того, G20 обязуется расширять список стран, присоединившихся к системе. Стоит отметить, что и Россия стремится к вступлению в Организацию экономического сотрудничества и развития.

Непосредственно для Российской Федерации офшоринг, помимо прочих субъектов экономических отношений, интересует организаторов стартапов. При этом их мотивируют не налоговые льготы и конфиденциальность, а в целом более совершенные правовые условия, в частности, выпуск акций, стоимость содержания фирмы и удобство юридического оформления ее ликвидации в случае необходимости.

Получается, что для Российской Федерации недостаточно контроля над деятельностью офшоров, необходимо обеспечение неприкосновенности частной собственности, снижения административного давления и создания комфортного налогового климата.

Подводя итоги, необходимо отметить, что на сегодняшний день, регистрация компании в офшорной зоне фактически указывает на то, что организация создана для целей снижения налоговых платежей и вывода капитала. Офшоринг значительно искажает суть экономической политики, проводимой государством. Если изначально офшоринг служил механизмом сокращения издержек в общем, в основном затрат на рабочую силу, то сегодня он направлен на сокращение налоговых платежей. Офшоринг имеет неоднозначные последствия для экономического развития мирового сообщества. Положительным моментом является возможность активизировать предпринимательство и привлечь инвестиционные ресурсы в экономически неразвитые регионы, а негативным – получение возможности использования механизмов минимизации налогов, которые являются легальными с точки зрения законодательства.


Библиографический список
  1. Шэксон Н. Люди, обокравшие мир. Правда и вымысел о современных оффшорных зонах // Москва ИД «Коммерсантъ» ЭКСМО. 2012, 382 с.
  2. Голубков Д. Практика ухода от налогов и вывоз капитала. Современные методы контроля и противодействия. 2010. 146 с.
  3. Халдин М.А. Россия в оффшорном бизнесе // Москва «Международные отношения». 2005 год. 173 с.


Все статьи автора «Щербаков Михаил Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: