В условиях глобализации офшоринг является новым способом ведения бизнеса. Данный механизм позволяет фирмам снижать издержки, увеличивать свою капитализацию, а также обеспечивать высокие темпы роста, имея возможность своевременно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. В то же время, используя различия между национальными налоговыми правилами, транснациональные компании с легкостью избегают уплаты налогов. Получается, что офшоринг — это не только новые возможности для конкретной компании, но и угрозы для национальной экономики в целом.
Мировое сообщество включилось в борьбу с офшорами и уклонением от уплаты налогов, приносящими мировой экономике 3,1 трлн долларов убытка ежегодно. Ведущие экономики мира посвящают проблемам, вызванных деятельностью офшоров, обсуждения в рамках таких форумов, как саммит G20, G8. Таким образом, офшоринг признается всемирной проблемой личных интересов. Проблема особенно обострилась в связи с началом мирового финансового кризиса 2008г., а также распространением кризисных явлений в странах еврозоны, поскольку для национальных экономик в тяжелых экономических условиях особенную важность представляют источники доходов государственного бюджета.
Особенно остро в проблеме офшоринга выделяют аспект идентификации собственника бизнеса. Раскрытие информации о бенефициаре офшорной компании на текущий момент обязательно только в определенных случаях, а именно, для непосредственной регистрации компании, либо для открытия счета в банке [1, с. 382]. Таким образом, без серьезных оснований, данные о собственнике офшорного бизнеса содержаться в условиях конфиденциальности. При этом зачастую отсутствие подобной информации затрудняет функционирование государственных структур в рамках конкретной страны. Ярким примером проявления данной проблемы в РФ в последние годы можно назвать поиск бенефициара аэропорта Домодедово — собственника кипрского офшора Hacienda Investments Limited в связи со случившимся терактом 2011г. для возложения ответственности за случившееся. В связи с данным случаем в 2013г. в РФ был принят к рассмотрению специальный законопроект, который вводит понятие бенефициарного владельца – это “физическое лицо, осуществляющее контроль над юридическим лицом” – и вводит набор обязанностей по раскрытию сведений о структуре владения компаниями, которые являются “особо значимыми объектами транспортной инфраструктурой”. Таким образом, меры по преодолению такого последствия офшоринга, как отсутствие возможности в короткие сроки выявить конечного собственника, пока принимаются лишь в государственном, а не в глобальном масштабе, при этом обязанность раскрытия информации прописывается на законодательном уровне пока лишь для отдельных сфер деятельности. Однако стоит отметить, что данная проблема обсуждается и на уровне мирового сообщества. В сентябре 2013г. ведущими государствами было принято решение совместно разработать многосторонний стандарт обмена информацией. При этом отмечается, что данный стандарт призван поспособствовать и второй проблеме функционирования офшоров — уходу компаний от налогообложения.
Как известно, крупные международные корпорации зачастую применяют схемы налогового планирования, используя лазейки в законодательстве, путем создания дочерних компаний в иностранном государстве. Стандартная схема работы подобных схем следующая: для сокращения величины прибыли головная компания продает фирме в офшорной зоне (собственники компаний совпадают) продукцию по заниженным ценам [2, с. 146]. Таким образом, собственник компании выигрывает за счет двух факторов: снижения прибыли головной компании и низкой ставки налогообложения для компании, действующей как офшор.
Интересно, что некоторые государства, например Великобритания, борются с оттоками прибылей компаний из страны, сохраняя при этом привлекательными налоговые условия для деятельности нерезидентов с целью привлечения капитала из других государств. Соответственно, решение проблемных моментов функционирования офшоров затрудняется из-за двоякого положения ведущих экономик в зависимости от того, на какой стороне они выступают – зоны бегства капитала и одновременно зоны, представляющей льготный налоговый режим иностранным бизнесменам.
По мнению главы РФ В.В. Путина, для борьбы с выводом средств в офшорные зоны, возможно введение уголовной ответственности за сокрытие информации об участии в подобной детальности в случае проведения различных теневых операций со стороны руководителей государственных компаний [3, с. 173]. Это одна из линий разрабатываемого российскими властями плана борьбы с последствиями действий офшорных компаний. При этом речь не должна идти о ликвидации офшоров, основой должен быть именно непрерывный контроль.
Меры, принимаемые ведущими мировыми державами, должны быть направлены не на повышение налоговых ставок, а на повышение собираемости налогов. Страны Организации экономического сотрудничества и развития, столкнувшиеся с долговым кризисом, разработали План борьбы с размыванием налогооблагаемой базы и выводом прибыли (Action plan on Base erosion and profit shifting, BEPS). Главная задача данного плана состоит в подписании между всеми государствами (в том числе офшорными зонами) двусторонних соглашений об обмене информацией, касающейся налогообложения. В результате должна быть создана автоматизированная система, в которой будут отражены данные о счетах компаний. На сентябрьском саммите G20 в Санкт-Петербурге члены двадцатки фактически присоединились к данному соглашению об обмене налоговой информацией. Конкретная конфигурация принята весной 2014г., а заработает – с 2015г. Кроме того, G20 обязуется расширять список стран, присоединившихся к системе. Стоит отметить, что и Россия стремится к вступлению в Организацию экономического сотрудничества и развития.
Непосредственно для Российской Федерации офшоринг, помимо прочих субъектов экономических отношений, интересует организаторов стартапов. При этом их мотивируют не налоговые льготы и конфиденциальность, а в целом более совершенные правовые условия, в частности, выпуск акций, стоимость содержания фирмы и удобство юридического оформления ее ликвидации в случае необходимости.
Получается, что для Российской Федерации недостаточно контроля над деятельностью офшоров, необходимо обеспечение неприкосновенности частной собственности, снижения административного давления и создания комфортного налогового климата.
Подводя итоги, необходимо отметить, что на сегодняшний день, регистрация компании в офшорной зоне фактически указывает на то, что организация создана для целей снижения налоговых платежей и вывода капитала. Офшоринг значительно искажает суть экономической политики, проводимой государством. Если изначально офшоринг служил механизмом сокращения издержек в общем, в основном затрат на рабочую силу, то сегодня он направлен на сокращение налоговых платежей. Офшоринг имеет неоднозначные последствия для экономического развития мирового сообщества. Положительным моментом является возможность активизировать предпринимательство и привлечь инвестиционные ресурсы в экономически неразвитые регионы, а негативным – получение возможности использования механизмов минимизации налогов, которые являются легальными с точки зрения законодательства.
Библиографический список
- Шэксон Н. Люди, обокравшие мир. Правда и вымысел о современных оффшорных зонах // Москва ИД «Коммерсантъ» ЭКСМО. 2012, 382 с.
- Голубков Д. Практика ухода от налогов и вывоз капитала. Современные методы контроля и противодействия. 2010. 146 с.
- Халдин М.А. Россия в оффшорном бизнесе // Москва «Международные отношения». 2005 год. 173 с.