Музыкальное искусство современности поистине безгранично в своем многообразии и весьма не однозначно по своему содержанию. Музыка, как феномен культуры является одним из самых популярных и востребованных видов искусств в молодежной среде.
Параллельно и независимо друг от друга существуют массовая музыка и музыка академической традиции. Данные музыкальные направления имеют полярную целевую направленность, аудиторию и предназначение, во многом расходятся и ценностно-эстетические идеалы.
Музыкальное искусство является мощнейшим воздействующим фактором, формирующим культуру человека, эстетические и морально-нравственные ценности. Наиболее точно отметил воспитательную роль музыки Л. С. Выготский в книге «Психология искусства»: «Если музыка не диктует непосредственно тех поступков, которые должны за ней последовать, то все же от ее основного действия, от того направления, которое она дает психическому катарсису, зависит и то, какие силы она придаст жизни, что она высвободит и что оттеснит вглубь. Искусство есть организация нашего поведения на будущее, установка вперед, требование, которое, может быть, никогда и не будет осуществлено, но которое заставляет нас стремиться поверх нашей сегодняшней жизни к тому, что лежит за ней» [1, с. 332]. Потому и любой музыкальный материал, предназначенный для изучения в школе необходимо подбирать с особой осторожностью.
Массовая культура, отличающаяся легкостью восприятия и содержания музыкального материала, а порой и с отсутствием нравственной составляющей не способна достигнуть данной цели, в то время как музыка академической традиции имеет все средства и возможности для раскрытия культурного потенциала подрастающего поколения. Так, Д.Кабалевский сравнивал эти два понятия: «чем беднее музыка — тем скорее приедается и исчезает. Океан и лужи» [из архивов Д.Б. Кабалевского].
Обращаясь к проблеме изучения современной инструментальной музыки академической традиции на уроках в общеобразовательной школе, необходимо понимать, что понимается под термином «современная инструментальная музыка академической традиции».
В музыковедческой, психолого-педагогической и методической литературе нет четко сформулированного определения данного термина. Понятие «современная инструментальная музыка академической традиции» является составным, состоящим из следующих категорий:
1) современная музыка;
2) инструментальная музыка;
3) музыка академической традиции.
Проанализировав и синтезировав данные категории определения в одно, можно сформулировать следующее определение:
Современной инструментальной музыкой академической традиции называется музыка, которая была создана (и создается в настоящий период времени) и существующая в настоящем, отражающая современною эпоху; сохраняющая и модернизирующая музыкальные формы и жанры, мелодические и гармонические принципы построения музыкального материала, предназначенная для инструментального исполнения, основным предназначением которой является создание системы художественных образов и имеющая художественную самостоятельность и ценность.
Музыкальные произведения, созданные такими выдающимися отечественными композиторами, как А.Шнитке, Э.Денисов, А.Караманов, В.Гаврилин, Б.Тищенко, М.Таривердиев, С.Слонимский и др. продолжают традиции академического музыкального искусства в своем творчестве. Особенность композиторского письма в данный период определяется тем, что обилие новых музыкальных тенденций органично сочетается с традициями прошлого. Подобный синтез проявляется в отношении музыкальных направлений, форм, жанров, рождая преемственность связей искусства прошлого и настоящего.
Многие из созданных ими произведений уже вошли в историю музыкального искусства ХХ века и представляют художественную ценность. Большое число инструментальных произведений можно смело рекомендовать для изучения на уроках музыки в общеобразовательных школах.
Так, можно привести примеры таких произведений, различных стилевых и жанровых направленностей. Произведение Р.Щедрина «Кармен-сюита», написанная для состава струнных и ударных инструментов, на темы оперы Ж.Бизе «Кармен» наследует стилистические традиции романтизма, тогда как «Хрустальные гусли» для симфонического оркестра, пропитаны национальными русскими мотивами. Симфония А.Караманова «Лунное море» созвучна с тематической и образной структурой романтизма. Инструментальные сочинения А.Шнитке, выдержанные в полистилистическом ракурсе, в том числе музыка из кинофильмов «Мастер и Маргарита», «Сказка странствий» и огромное множество других музыкальных произведений.
Однако все эти и многие другие произведения изучаются на уроках музыки в минимальном объеме, или не изучаются вовсе.
Касаясь вопроса музыкального репертуара отечественной музыки ХХ века, который фигурирует в образовательных программах общеобразовательных школ можно сделать вывод, что музыка этого периода представлена скромным набором давно устоявшихся музыкальных примеров. Этого не достаточно для того, чтобы у учащихся возникло представление об альтернативе массовой музыке.
Тем самым, актуальность исследуемой проблемы определяется противоречием между тем обилием музыкальных инструментальных произведений академической традиции, созданных отечественными композиторами за последние 50 лет и «невключенностью» а порой изоляцией подобного репертуара от системного изучения в общеобразовательных школах; так же актуальность связана с небольшим количеством методических исследований и концепций в области изучения современной инструментальной музыки академической традиции в общеобразовательной школе.
Решение данной проблемы возможно за счет введения в учебно-педагогический репертуар наиболее ярких и характерных образцов современной инструментальной музыки академической традиции, а так же разработка программы факультативных курсов по ознакомлению учащихся с такой музыкой.
Необходимость изучения современной музыки доказал еще Д. Б. Кабалевский в своих трудах, считая, что помимо приобщения учащихся к «золотому фонду» народной и классической музыки, так же необходимо изучать и современную музыку в ее взаимосвязи с музыкальным классическим наследием.
По мнению Н.Шацкой, изучать музыку необходимо ту, что доступна и интересна детям, но обязательным условием, которой является наличие художественно-ценностного содержания.
Таким образом, современная инструментальная музыка академической традиции должна быть включена в педагогический репертуар и изучаться на уроках музыки в общеобразовательной школе, наравне с «золотым фондом» классической, народной музыки, данная разновидность музыкального искусства должна стать альтернативой современной массовой развлекательной музыки.
Библиографический список
- Выготский Л.С. Психология искусства. Л.: Искусство, 1965.
- Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. – М., 1980.
- Шацкая В.Н. Воспитание музыкального вкуса // Известия Академии педагогических наук РСФСР;Академия педагогических наук РСФСР, Институт художественного воспитания. – Вып. 11: Вопросы художественного воспитания, 1947.