В настоящее время проблема социальной дезадаптации подростков затрагивает все больше и больше российских семей. Современная неблагоприятная культурная обстановка в мире отрицательным образом сказывается на подрастающем поколении – растет число преступлений, совершаемых несовершеннолетними, с каждым годом «молодеет» алкоголизация населения, среди подростков стало популярным употребление различных психоактивных веществ.
Социальная дезадаптация подростков – это нарушение процесса социального развития, социализации индивида. Признаки социальной дезадаптации – нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация системы ценностных ориентаций, утрата социальных связей с семьей и школой, ухудшение нервно-психического здоровья, увеличение ранней детской алкоголизации, склонность с суициду [1].
Существуют несколько факторов, влияющих на дезадаптированность подростков: ошибки семейного и школьного воспитания, наследственность, неблагоприятная политическая и социальная обстановка в стране, личностные особенности ребенка, его ценностные ориентации.
Также дезадаптация связана с половозрастными особенностями подростков. Одновременно с изменениями в эндокринной и нервной системах, изменением пропорций тела у подростка возникает чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, представление себя взрослым. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием подросткового возраста. Чувство взрослости выражается через подражание внешним признаком взрослости – курение, игра в карты, употребление алкоголя, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений. Именно в этот период складывается специфическая установка весело проводить время с соответствующими низкой культуре жизненными ценностями [2].
Досуг подростка существенно отличается от досуга других возрастных групп такими специфическими чертами, как повышенная эмоциональная, физическая подвижность, динамичная смена настроений, зрительная и интеллектуальная восприимчивость, предпочтение проводить свободное время не дома, а в компании сверстников, обостренное стремление к самостоятельности и индивидуальности в выборе форм поведения, друзей, книг, одежды, формирование молодежных субкультур [3]. Именно в процессе досуговой деятельности подростки включаются в криминогенные молодежные объединения, приобщаются к табаку и алкоголю, перенимают у новых друзей отрицательные социальные установки.
Организация воспитательной работы с учащимися должна опираться на три основных принципа – гуманизации, сотрудничества и опоры на положительное. Принцип гуманного отношения несет моральный и этический аспект. Уважительное и гуманное отношение к дезадаптированным несовершеннолетним, исключающее унижение их человеческого достоинства, зачастую играет решающую роль в возникновении у несовершеннолетнего желания изменить свою жизнь и поведение. Очень важно создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с несовершеннолетними. Работая с подростками, нельзя быть прямолинейным. Необходимо учитывать состояние ребенка, поддерживать с ним доверительные отношения. В этой ситуации необходимо заслужить авторитет подростка, поскольку в этот период дети дружат лишь с теми и доверяют только тем, кого они считают авторитетом, кого они уважают. В случае, если доверительные отношения налажены, подросток будет перенимать поведение, привычки, лексикон, образ жизни своего «кумира». Поэтому социальный педагог должен быть высоконравственным – относиться ко всем с уважением, не допускать хамства и дискриминации, жить по совести, не мстить и не злорадствовать, быть интеллигентным и образованным, общаться с людьми на равных.
Если в социально дезадаптированном подростке найти хотя бы одно положительное качество и в процессе воспитания опираться на него, то таким образом можно подобрать ключ к ребенку и достигнуть значительных результатов в его реадаптации. Социальный педагог должен выявлять положительное в ребенке(любовь к животным, щедрость, доброта, забота о близких) и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества (лень, лживость, злопамятность), доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания.
Таким образом, в воспитательной работе очень важна личность педагога и его умение сотрудничать с дезадаптированными подростками. Воспитательная работа с социально дезадаптированными подростками в целом должна включать в себя координацию совместных усилий школы, семьи, социальных служб, государственных, правоохранительных органов, учреждений дополнительного образования. Также необходимо привлечение внимания общества к проблемам воспитания детей и осознание того, что решить их можно только при условии переоценки ценностей и признании общей заинтересованности за судьбы будущего поколения.
Библиографический список
- Технологии социальной работы:[Текст] Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И.Холостовой. – М.:ИНФРА-М, 2004. – 400с.
- Профилактика девиантного поведения учащихся[Текст]/Под общ. ред. доктора педагогических наук, профессора Ю.И.Юрички. – Бирск, 1997. – 197с.
- Социальная работа: [Текст] Учебное пособие/ Под ред. д.п.н., проф. Н.Ф. Басова. –М.: «Дашков и К», 2009. – 364с.
- Юричка, Ю.И. Девиантология: конфликты, агрессия, наркомания, лудомания, правонарушения/Ю.И.Юричка, А.Ю.Юричка. – М: «Истоки» , 2005. - 215с.