УДК 65.014.1

АНАЛИЗ РОЛЕЙ МЕНЕДЖЕРА НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ Г. МИНЦБЕРГА В КОМПАНИИ GOOGLE

Габец Ольга Владимировна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аннотация
В научной работе анализируются управленческие роли менеджеров, описанные Генри Минцбергом. Авторы исследуют функции, выполнение которых предусматривает каждая из ролей, а также применяют концепцию Минцберга для изучения деятельности менеджеров компании Google.

Ключевые слова: информационные роли, концепция Минцберга, межличностные, менеджеры компании Google, роли связанные с принятием решений, управленческие роли менеджера


THE ANALYSIS OF THE MANAGERIAL ROLES BY G. MINTZBERG IN GOOGLE COMPANY

Gabets Olga Vladimirovna
National Research University "Higher School of Economics"

Abstract
The paper contemplates an analyzes of the managerial roles described by Henry Mintzberg. The first part of the research reveals the differences between interpersonal, informational and decision-making roles of managers. The second part is the description of the managerial roles in Google Company, based on the Mintzberg’s research.

Keywords: informational role, interpersonal, managerial roles, managers in Google Company, Mintzberg’s research, the decision-making roles


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Габец О.В. Анализ ролей менеджера на основе концепции Г. Минцберга в компании Google // Студенческие научные исследования. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://student.snauka.ru/2014/03/2190 (дата обращения: 28.09.2017).

Современному менеджеру приходится выполнять множество ролей, изучение которых необходимо для успешной управленческой деятельности. Актуальность данного исследования обусловлена растущей популярностью профессии менеджера, а также востребованностью высококвалифицированных управленцев на рынке труда.

Объектом данного исследования являются роли, которые выполняет человек, занимающий пост менеджера в организации, а также функции, которые они предусматривают. Роли, выполняемые менеджерами компании Google, включающие необходимые им профессиональные компетенции и навыки управления персоналом,  являются предметом данного исследования.

Темой научной работы является анализ ролей менеджера на основе концепции Минцберга, а также описание функций менеджеров, выполняющих разные организационные роли в компании Google. Изучение управленческих ролей менеджера необходимо для понимания основных задач, с которыми приходится справляться управленцу в современных компаниях.  Подробное исследование данного вопроса поможет сгруппировать и проанализировать навыки, которыми должен обладать успешный управленец 21 века, а также прояснит, для выполнения каких задач эти навыки необходимы.

Целью научной работы является анализ модели управленческих ролей Минцберга, а также использование этой концепции для исследования функций, выполняемых  менеджерами компании Google.  Авторам работы предстоит выяснить,  применима ли модель Минцберга к менеджерам современных компаний, а также узнать, для чего необходим анализ управленческих ролей.

Роли менеджеров согласно концепции Генри Минцерга.

Современному менеджеру приходится ежедневно сталкиваться с множеством различных задач, успешное выполнение которых зависит от навыков, которыми обладает управленец. Генри Минцберг, известный ученый и писатель в области бизнеса и управления, автор 16 книг и более 160 статей о менеджменте, долгое время работал над созданием модели, иллюстрирующей основные роли, выполнение которых входит в обязанности менеджера. Генри Минцберг писал в своей книге “Managing”, что, несмотря на популярность профессии менеджеров, многие часто не представляют, чем именно приходится заниматься управленцам. Для решения этой проблемы, Минцберг создал обобщенную модель ролей менеджеров, которая помогает разделить обязанности управленцев на несколько групп, а также определить, какие именно навыки следует развивать для выполнения определенной роли.

В одной из своих первых книг «The Nature of Managerial Work», напечатанной в 1973 году, Генри Минцбер посвятил целую главу изучению ролей менеджера. Автор выделил три основные группы: межличностные роли, роли, связанные с информационным обеспечением, и роли по принятию решений. До сих пор эта модель считается одной из наиболее понятных и простых схем, иллюстирующих структуру работы менеджеров.

1.     Межличностные роли

Выполнение межличностных ролей заключается в эффективном осуществлении взаимодействия с членами организации, а также с людьми вне ее, налаживании контактов, привлечении новых партнеров, создании имиджа компании, мотивации персонала.

  • Глава организации – «лицо» компании, главный публичный представитель. Основными обязанностями главы организации являются выполнение юридических( подписание договоров), социальных( поощрение и воодушевление сотрудников), представительских( участие в официальных мероприятиях в качестве представителя организации) функций. Глава организации является «символом» компании, источником вдохновения для всех сотрудников, а также человеком, чье имя связывают с деятельностью компании и ее успехами.
  • Лидер – роль, связанная с осуществлением всех управленческих действий, касающихся работы с подчиненными. В задачи лидера входит подбор квалифицированных рабочих кадров, их обучение, мотивация, контроль за исполняемыми или обязанностями. Лидер занимается организацией эффективной работы сотрудников, установлением отношений в команде, а также созданием рабочей атмосферы в компании.
  • Связной -  роль, предполагающая установление коммуникаций с организациями, людьми внутри и вне компании. Поддержание отношений с партнерами,  проведение личных встреч, налаживание успешных коммуникаций внутри компании также входит в круг обязанностей связного.

2.     Роли, связанные с информационным обеспечением. 

  • Приемник информации – человек, занимающийся получением и обработкой внешней и внутренней информации путем коммуникаций с другими людьми, изучением прессы, тенденций в мире, отчетов. Приемник информации также ищет информацию о конкурентах, новых продуктах на рынке, факторах ,которые могут повлиять на деятельность фирмы, занимается анализом полученных сведений.
  • Распространитель информации – роль, ответственная за распределение информации внутри разных отделов одной организации, а также за ее пределами. Распространители занимаются составлением отчетов для общественности, передачей необходимой информации партнерам(рассылка почты, телефонные звонки, личные контакты), поддержанием обмена информацией внутри компании.
  • Представитель -  человек, который выражает официальную точку зрения организации во внешем окружении. Представители информируют прессу, правительство о планах компании, ее политике, целях, а также способах их достижения. К обязанностям представителей относятся: проведение пресс-конференций,  интервью, представление компании в СМИ.

3.     Роли, связанные с принятием решений

  • Предприниматель – роль, отличительными особенностями которой являются: поиск новых идей и партнеров, создание, разработка и реализация проектов, применение инновационных методов в нахождении и решении проблем. Предприниматели стараются максимизировать выгоду от затраченных ресурсов и найти новые источники дохода.
  • Устранитель нарушений –человек, занимающийся решением непредвиденных ситуаций и проблем, урегулированием конфликтов. Значение устранителей нарушений в компании очень велико, так как они способны принимать быстрые и разумные решения для корректировки действий фирмы при возникновении проблем, а также способствовать приспособлению компании к изменениям и кризисам  во внешней среде.
  • Распределитель ресурсов – человек, занимающийся принятием решений относительно эффективного распределения ресурсов фирмы( деньги, земля, кадры, время и т.д.). Люди, выполняющие эту роль также несут ответственность за составление  смет, планов организации, подсчет доходов и расходов.
  • Переговорщик – роль, выполнение которой необходимо для отстаивания интересов фирмы в переговорах с другими организациями или отдельными людьми.  Предметом обсуждения переговоров могут быть условия производства товаров, предоставления услуг, цены, компенсация за нарушение условий договора, сроки выполнения определенных обязательств и многие другие вопросы.

Создание модели  управленческих ролей менеджера по Минцбергу заслуженно считается важным шагом в процессе изучения деятельности менеджеров. Однако, сохранила ли модель, составленная в 1973 году, свою актуальность? Для ответа на этот вопрос следует проанализировать роли менеджеров в современной компании, например, такой как Google. Являясь владельцем крупнейшей в интернете поисковой системы, компания Google демонстрирует пристальное внимание к рациональнальному управлению кадрами.

Для анализа управленческой деятельности в компании Google можно разобрать 6 ключевых фигур компании, образующих высшее испольнительное руководство Google. Изучение ролей менеджеров высшего звена поможет создать представление о работе всех менеджеров компании и их обязанностях.

Ларри Пейдж -  один из учредителей компании Google, занимает должность главного исполнительного директора. Основные обязанности Ларри Пейджа заключаются в контроле за повседневной деятельностью компании, разработке новой продукции, а также формировании стратегий развития технологий. Сравнивая обязанности Пейджа с ролями менеджера по концепции Минцберга, можно сделать вывод, что в работе исполнительного директора компании Google превалируют роли:

  • главы организации

- Ларри Пейдж является одним из основателей компании, поэтому его имя часто ассоциируют с деятельностью Google.

- Принимает участие в официальных мероприятиях и подписании контрактов

  • Лидера

- Контролирует повседневную деятельность организации

- Участвует в создании рабочей атмосферы

  • Предпринимателя

- Разрабатывает новые проекты и осуществляет их реализацию

- Способствует внедрению инновационных технологий

Сергей Брин – один из основателей компании Google, входит в совет директоров компании, занимается разработкой и осуществлением специальных проектов. В 2011 году Брин покинул пост президента по технологиям, сохранив за собой право руководить наиболее перспективными проектами. Основная роль, выполняемая Брином в компании:

·        Предприниматель

- Брин занимается поиском новых идей и созданием новых продуктов.

- Осуществляет поиск новых источников доходов.

Эрик Шмидт – председатель совета директоров, ответственен за ведение внешней политики Google. Шмидт занимается поддержанием отношений с партнерами, поиском новых контактов, осуществлением переговоров, а также консультированием генерального директора по вопросам внешней политики компании и стратегиям развития бизнеса. Главные роли, выполнение которых входит в обязанности Шмидта:

·        Связной

- Установление контактов с партнерами и другими организациями, проведение встреч и конференций.

·        Приемник информации

- Поиск информации о конкурентах и перспективах развития новых продуктов

·        Представитель

- Представление компании на официальных мероприятиях

- Ответы на вопросы СМИ

- Встречи с представителями правительства

·        Переговорщик

- Участие в решении вопросов, связанных с защитой авторских прав

- Проведение переговоров по поводу исковых заявлений

- Координация работы с компаниями-партнерами

- Принятие решений о поглощении или слиянии

·        Устранитель нарушений

- Устранение нарушений в работе фирмы

- Адаптация компании в кризисных ситуациях

- Контроль за соблюдением контрактов

Никеш Арора  занимает должность страшего вице-президента и директора по развитию бизнеса.  Контроль и управление финансовыми операциями, работа с потребителями, установление деловых контактов и маркетинг являются прямыми обязанностями Арора. Роли, выполняемые им в компании можно классифицировать:

·        Распределитель ресурсов

- Выявление областей, перспективных для финансирования

- Распределение финансов между проектами

·        Связной

- Установление рабочих отношений внутри компании и за ее пределами

- Организация работы с потребителями

- Поддержание отношений с партнерами и поиск новых

·        Распространитель информации

- Осуществление обмена информацией внутри компании

- Распространение информации среди потребителей

Дэвид Драммонд является старшим вице-президентом по корпоративному развитию, также занимает должность главного юриста.  Все наиболее важные юридические вопросы компании Google контролируются Дэвидом Драммондом, который также занимается проблемами корпоративного развития. Наиболее важные роли, которые он выполняет в Google:

·        Устранитель нарушений

- Защита авторских прав на различные продукты компании

- Отстаивание интересов компании в суде

·        Переговорщик

- Осуществление процессов слияния и поглощения

- Руководство инвестиционными проектами

- Составление и подписание юридических документов

- Осуществление работ по лицензированию продукции

·        Связной

- Проведение встреч с государственными представителями

Патрик Пичетт занимает должность старшего вице-президента и главного финансового директора. Пичетт организует финансово-экономическую работу компании, следит за эффективным распределением ресурсов Google и минимизацией расходов. Роли Пичетта в компании согласно концепции Минцберга:

·        Распределитель ресурсов

- Составляет бюджет компании

- Распределяет финансы между проектами по степени их значимости

- Осуществляет расчет доходов и расходов компании

·        Приемник информации

- Анализирует наиболее и наименее прибыльные отрасли деятельности

- Ищет новые источники дохода

Исследование ролей менеджеров высшего звена компании Google по концепции Минцберга показало, что роли, осуществляемые руководителями, являются взаимополняющими и тесно связанными.

Изучив концепцию управленческих ролей менеджера по Минцбергу, можно сделать выводы о необходимости подобной модели для правильного понимания структуры работы управленцев.  Распределение всех ролей на три группы помогло выявить навыки, которые необходимо развивать менеджеру, выполняющему различные управленческие роли. Применение данной концепции на практике показало, что модель Минцберга актуальна для современного бизнеса, так как она отражает большинство ролей, выполняемых менеджерами. Однако, позиция Минцберга относительно того, что управленцы в равной мере должны выполнять все роли, описанные в модели, не всегда верна. Проанализировав роли менеджеров в компании Google, можно прийти к выводу, что концепция Минцберга достаточно полно отражает основные роли, выполняемые руководителями компании. Однако Минцберг писал, что настоящий менеджер должен выполнять все 10 управленческих ролей. История успеха компании Google доказывает, что это не обязательно. Изучение 6 главных руководителей компании показало, что рациональное распределение ролей способно сделать работу компании наиболее эффективной. Менеджеры Google, несомненно, выполняют многие роли, однако каждый уделяет особое внимание какой-то определенной сфере. Например, Эрик Шмидт занимается внешними коммуникациями, а Сергей Брин уделяет особое внимание развитию новых проектов. Можно сделать вывод, что именно такая стратегия управления компанией, основанная на согласовании ролей всех сотрудников, помогла основателям Google создать одну из самых успешных компаний в истории международного бизнеса.


Библиографический список
  1. Mintzberg H. The nature of managerial work //New York. – 1973.
  2. Mintzberg H. Managing. – Berrett-Koehler Store, 2009.
  3. Mintzberg H. Mintzberg on management: Inside our strange world of organizations. – Simon and Schuster, 1989.
  4. Mintzberg H. The manager’s job //Henri Fayol: Critical Evaluations in Business and Management. – 2002. – Т. 2. – С. 42.
  5. Mintzberg H. The manager’s job: Folklore and fact //Harvard business. – 1990.
  6. Mintzberg H. Rounding out the manager's job //Sloan Management Review. – 1994. – Т. 36. – С. 11-11.
  7. Mintzberg H. Developing theory about the development of theory //Great minds in management: The process of theory development. – 2005. – С. 355-372.
  8. Brandt R. L. The Google Guys: Inside the Brilliant Minds of Google Founders Larry Page and Sergey Brin. – Penguin, 2011.
  9. Girard B. The Google way: How one company is revolutionizing management as we know it. – No Starch Press, 2009.


Все статьи автора «Габец Ольга Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: